На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СТРОГИНСКИЕ ВЕСТИ

22 подписчика

Свежие комментарии

  • владимир сергеев
    спорт  и курение ?Чемпионка мира по...
  • Владимир Александрович Семенов
    откуда у наших журналистов такая патологическая безграмотность? Населённые пункты, как и названия стран, оканчивающие...Участники пешеход...
  • Ивановна
    Может нам вот этого и не хватает? Надо детей привлекать к таким мероприятиям чаще«Хруст московской...

Фонари-свечи в Строгине создал родоначальник монументального абстракционизма

Скриншот с сайта / ablin.ru

Необычные чёрные фонари-скульптуры на Строгинском мосту, словно телепортированные из другой Вселенной, можно смело назвать достопримечательностью не только района Строгино, но и Москвы. Увы, в суматохе стремительных будней мы зачастую просто проходим мимо, не ощущая ценность таких артефактов. Особенно, если они находятся далеко от исторического центра города, который все привыкли ассоциировать с культурным наследием. А, между тем, необычные фонари-свечки Строгинского моста являются образцом такого редкого направления в искусстве как монументальный абстракционизм.

«Фонари для Строгинского моста создал выдающийся художник Евгений Аблин. Каждая из работ Аблина по-своему уникальна и часто задавала моду на тот или иной художественный прием», — рассказал нашему корреспонденту историк советской архитектуры, редактор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Константин Антипин. 

Свое имя Аблин вписал в историю архитектуры в конце 50-х годов прошлого века, создав мозаичное панно Дворца пионеров в Москве. В начале 70-х годов Евгений Михайлович стал автором самого большого в мире мозаичного произведения, которое украсило здание телецентра в Ташкенте. Декоративные свечи для украшения Строгинского моста знаменитый художник создавал в конце 70-х годов.

«В это время Аблин уже отказывался от больших государственных заказов, предпочитая делать малые архитектурные формы, которые дают возможность сохранить свою индивидуальность и в то же время открывают простор для экспериментов с формой и материалом. Именно на это время и приходится создание необычных фонарей из чёрной листовой стали и стекла на Строгинском мосту», — отметил Антипин.

Евгений Аблин, чья молодость пришлась на годы хрущевской оттепели и гонений на художников-абстракционистов, увы, не был поклонником социалистического реализма. В 1948 году, возможно, именно за это его исключили из Суриковского училища. Высшее образование Аблин все-таки получил, при этом так и не разделив идеологического рвения и жесткой риторики соцреализма.

Именно Аблину удалось проторить дорогу в советском искусстве монументальному абстракционизму, убедив руководителя советского государства Никиту Хрущева, что суровая советская архитектура может быть еще и красивой.

«Хрущев лично одобрил использованный Аблиным прием украшения строгой модернистской архитектуры яркими минималистичными композициями. С тех пор этот прием стал применяться повсеместно и порой давал художникам-монументалистам возможность демонстрировать на стенах зданий то, что было невозможно было тогда увидеть ни в одной галерее — абстракцию», — рассказал Константин Антипин. 

В 1997 году чиновники признали заслуги Аблина и присвоили ему звание Заслуженного художника РФ. Выдающийся мастер скончался в 2011 году на 83-м году жизни.

«Каждая из работ Аблина по-своему уникальна. Из семи созданных им для Москвы монументальных произведений охраняются государством в качестве объектов культурного наследия пока только два: это мозаика Дворца пионеров на Воробьевых горах и гранитная мозаика торгового центра в Зеленограде. Часть шедевров Аблина уже утрачены. Помимо фонарей на Строгинском мосту, к счастью, еще сохранились мозаики на здании СЭВ и композиция на фасаде института геохимии АН СССР. Было бы хорошо, чтобы пресса почаще писала о таких малоизвестных шедеврах, чтобы можно было защитить наследие выдающихся мастеров», — резюмировал Антипин. 

К счастью, фонарям на Строгинском мосту, исчезновение точно не грозит. Сейчас здесь ведутся ремонтные работы, которые предусматривают в том числе облицовку гранитом пьедесталов декоративных фонарей-скульптур, созданных Евгением Аблиным. Так что маленьким шедеврам знаменитого скульптора суждена еще долгая жизнь.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх